ОРГАНИЗАЦИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аппетит приходит во время еды.
Сбалансированное питание – один из основных факторов, ответ-ственных за здоровье человека. Для детей школьного возраста это имеет особое значение в связи с особенностями роста и развития в этот период, а также в связи с интенсивной учебной нагрузкой. Организация рациональ-ного питания учащихся является одним из ключевых факторов поддержа-ния их здоровья и эффективности обучения в школе. Рабочий день нашего школьника начинается в 8. 30 утра. Заканчивается в 15 часов. Его школь-ные будни требуют активной мозговой работы и напряжения. Энергетиче-ская подпитка на перемене – и опять в класс. И очень важно, чтобы «под-питка» состояла из вкусной и здоровой пищи.
Организация питания в нашей школе является важнейшей частью каче-ственного образования детей. Для учеников начальных, средних и стар-ших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах тре-буется большое количество питательных веществ. И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими го-рячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательном учрежде-нии. С чего начать для того чтобы питание было не только вкусны и по-лезным, но и безопасным.
1.Разработать и издать соответствующие Положения и приказы на неопре-деленный срок, которые распространяются на всех участников образова-тельных отношений.
2. Организовать бесперебойную работу пищевого блока, осуществляя при необходимости своевременный ремонт оборудования, приобретая и заме-няя столовую посуду.
3. Обеспечить рацион и режим питания детей согласно всем эпидемиоло-гическим требованиям.
4. Исполнительская дисциплина сотрудников школьной столовой.
5. Осуществление контроля за питанием в школе .
Что включает в себя горячее питание в нашей школе
Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школь-ном питании должны полностью соответствовать потребностям подраста-ющего организма. Поэтому организация питания в школе должна предо-ставлять учащимся первый и второй прием пищи.
Завтрак
Основным является горячее блюдо. Мы предлагаем школьникам молоч-ные каши со сливочным маслом, творожные запеканки или омлет с раз-личными добавками. Размер порции соответствует физиологическим по-требностям учащихся. Также завтрак содержит бутерброд с маслом или сыром. Обязателен горячий напиток (какао с молоком, кофейный напиток или чай ).
Обед
Школьный обед в нашей столовой содержит большее количество блюд и намного разнообразней завтрака. Детям мы предлагаем легкий овощной салат(свежие овощи, соленые овощи или вареные овощи), возбуждающий аппетит. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любо-го вида, щи, рассольник сваренные на мясном бульоне). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы. В качестве гарнира может быть ис-пользована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Школьный обед ученика содержит горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай, сок. К горячим блюдам предлагается пшеничный и ржаной хлеб. Для по-вышения калорийности обед дополняется кондитерским изделием (пряник или
булочка), но не более 2 раз в неделю. По возможности обед дополняет свежий фрукт.
Основные требования к школьному питанию
Продукты проходят необходимую термическую обработку.
Блюда готовятся непосредственно перед приемом пищи, мы не готовим продукты заранее и не храним их в холодильной камере.
Наше питание доступно для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть мы отдаем предпочтение таким способам приго-товления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в ду-ховке.
Настоящий рацион питания соответствует составленному меню, однако при надобности допускаем замену блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
Ежедневное меню представляется учащимся для ознакомления, оно выве-шивается непосредственно в пищеблоке.
Прием продовольствия от поставщиков сопровождаться получением необ-ходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности про-дукции, просматриваются сроки и условия хранения поступившего сырья. Вся информация фиксируется в журнале бракеража поступившего сырья.
Особые требования мы предъявляем и к поставщикам. Есть организации которые зарекомендовали себя с очень хорошей стороны, с ними мы со-трудничаем более 5 лет. Но были поставщики с которыми мы были вы-нуждены расторгнуть взаимодействие в связи с недобросовестными испол-нениями условий контракта. На сегодняшний день мы имеем поставщиков которые поставляют нам только свежее сырье по приемлемым ценам.
Требования к сотрудникам пищевого блока
Сотрудники пищеблока постоянно носят специальную одежду (халат, фар-тук), головной убор и рабочую обувь, которая содержаться сотрудниками в чистоте индивидуальную маску и перчатки.
Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
Персонал не курит и ведет здоровый образ жизни.
Все сотрудники пищевого блока имеют должную квалификацию и необхо-димые документы об образовании.
Проверка организации питания в школах
Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется со стороны администрации и со стороны общественности.
В нашей школе приказом директора создана бракеражная комиссия, кото-рая ведет ежедневный контроль за качеством готовых блюд, результаты фиксируются в журнале.
Со стороны общественности создан родительский патруль, который так же со своей стороны осуществляет контроль за качеством организации пита-ния учащихся, соблюдением санитарных норм и за своевременным прове-дением необходимых профилактических мероприятий.
У родителей учащихся имеется возможность задать вопрос директору школы о состоянии питания его ребенка.В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В целях совершенствования организации питания детей и для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся школы, в рационе используется аскорбиновая кислота. В столо-вой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Вы-полняются требования к организации питьевого режима.
Ежедневно до девяти часов утра происходит учет наличного состава обучающихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня. В конце дня производится учет и сверка наличного со-става обучающихся и количества выданных в столовой порций. Это поз-воляет выявить тех детей, кто не получил питания, выяснить причину и принять соответствующие меры.
Проводится анкетирование родителей и учащихся по вопросам каче-ства продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости пита-ния. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на ро-дительских собраниях и с персоналом столовой. Меню на день родители могут увидеть на сайте в разделе «Горячее питание».